ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
информационно-справочная система поддержки непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Вопрос-ответ
Вопрос от: Ксения
Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Проконсультируйте, пожалуйста по следующему вопросу: общеобразовательные программы, относящиеся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы, в соответствии с ФЗ 273 должны быть аккредитованы, возможно ли инклюзивное образование, если в практике школы такой опыт отсутствует (в т.ч. нет соответствующих аккредитованных программ). Либо на сегодняшний день инклюзивную практику могут реализовывать только те школы, которые уже имеют аккредитованные адаптированные программы?
Ответ
Здравствуйте! Отвечаем на ваши вопросы. Аккредитация общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы необходима лишь в случае открытия новых школ. Инклюзивное образование (организация обучения ребёнка с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками) зависит не от опыта школы, а от желания родителей обучающегося с ОВЗ (ФЗ № 273 от 28.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»). Тем более, что согласно профессиональному стандарту педагога все педагоги должны владеть определенными компетенциями, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ. Поэтому на сегодняшний день инклюзивную практику обязаны реализовывать все школы, в которых есть обучающиеся с ОВЗ, разрабатывая адаптированные основные общеобразовательные программы и адаптированные образовательные программы. Источник: http://www.inclusive-edu.ru/vopros-otvet/

Вопрос от: Анна
Дети с ОВЗ – кто это такие? Кто нуждается в инклюзивном образовании?
Ответ
Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. В Законе об образовании РФ и в Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москва» употребляется термин «дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – «дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями, особыми образовательными потребностями - ООП». Главное, не следует называть таких детей – дефективными, больными, аномальными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

Вопрос от: Сергей Петрович
Вопрос: Мы часто слышим теперь это слово «инклюзивное» образование. Интегративное и инклюзивное образование – это одно и то же, или нет? Если нет, что какое отличие?
Ответ
Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине по инициативе ЮНЕСКО было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой, что с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ - это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.